Арсений Блинов «Гимны» - контуры новейшего проекта Современное искусство живет проектным мышлением, понимание общей идеи во многом выстраивается через соотношения и внутреннею динамику произведений. Такой представляется выставка Арсения Блинова «Гимны», в основе которой три части, - цикл «Борцы», серии «Торсы» и «Сфумато», органично сосуществующие в пространстве Нового музея. Тематические линии, как кажется, внешне отталкиваются от истории с эскизами, зарисовками, и в этом чувствуется, назовем ее условно, традиционность. При этом, каждая из частей воплощает собой три разных подхода к тому, что может быть в принципе актуальной задачей для современного художника. В серии «Торсы» экспрессивная по своим интонациям графичность самого рисунка определяет пространство картины одновременно как проблему и как ее преодоление. Здесь, конечно, заметно внимание к мастеру петербургской графической школы Андрею Пахомову, примирившему классическую возвышенность академического рисунка и современность. Другой ракурс формирует серия «Сфумато», где Арсений Блинов то приглушает, то выводит на авансцену разнообразные возможности «прочтения». Решенные на грани абстракции, но при этом хорошо узнаваемые картины старых мастеров, воплощают собой иллюзорность притязаний современного художника на достижение идеала. Что можно отметить в пространстве выставки – это две удивительным образом пересекающиеся формообразующие линии. Цельность и структурная четкость дизайна, и пластика фигуративного искусства, что само по себе явление редкое, в определенной степени не модное. Но художник не ищет простых решений, ведь в его арсенале средство сегодня явно подзабытое, а именно, умение рисовать и строить композицию. Перевести линию, цветовое пятно, пластику формы «в плоскость» contemporary задача не простая, ведь современность как мы знаем не всегда принимает иррациональное зерно. Вот, например, цикл «Борцы», его энергетику определяет противоборство двух переплетенных тел. И этот крупный план сталкивает зрителя с современностью лицом к лицу, тонко балансируя на грани осязаемой конкретики. Художник словно уводит от нас эту предельную конкретность. В эпоху видео и массовых коммуникаций у живописи сегодня непростая задача, - выхватывать главное, архетипическое. Демонстрировать не столько новизну как таковую, сколько новизну идеи. Contemporary painting определяет диалектика этих отношений, собственно это отношение к предмету изображения формирует плоскость холста, работает на наше воображение и ассоциации. В случае с композициями Арсения Блинова – это, в том числе, возможность открытых взаимосвязей с классиками искусства двадцатого века, где тема динамики и движения объекта играет центральную роль. Зритель волен искать здесь культурные ориентиры, дающие ему некую точку опоры, так часто бывает проще. Это могут быть работы предельно полярные по своим живописно-пластическим задачам как, например, «Борцы» Н.Гончаровой (1908-1909) с их яркой цветовой образностью, и «Автопортрет» (1993) Г.Гурьянова, иронично переосмысляющий культ здорового тела и атлетизма. Современный художник так или иначе вращается вокруг этих ориентиров, они для него и центр притяжения, и возможность оттолкнуться в сторону собственных художественных поисков. При этом работы Арсения Блинова обладают качеством самостоятельной, не зависящей от внешних «наслоений» формы и их вполне можно рассматривать «с чистого листа», не прибегая к внешним «подпоркам», нужно лишь настроить оптику взгляда. Филипп Костриц Кандидат искусствоведения Русский музей

Теги других блогов: искусство выставка современность